Технический и гуманитарный склад ума — миф или правда?
Автор: Карина Омарова, РГГУ
Каждый человек наверняка не раз слышал о том, что люди делятся на «гуманитариев», более творческих и креативных, и на «технарей» — людей, которые проще воспринимают цифры и лучше решают логические задачи. Впервые это предположение появилось в XIX веке, но доказательств этой теории нет до сих пор. Что думают разные психологи? Редакция «НОС» приводит два противоположных мнения ученых.
За: есть разница левого и правого полушария мозга
Одни ученые утверждают, что люди действительно воспринимают информацию по-разному и что к одной и той же проблеме два разных человека подойдут по-своему.
Так, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии РЭУ им. Г. В. Плеханова Ольга Овсяник считает, что людям присущи разные типы мышления — правополушарное и левополушарное.
«Есть правополушарные люди, которые видят образ в целом, но не придают значение мелочам, они более интуитивные и реже опираются на логику в своих рассуждениях. Они более творческие и мыслят порой нестандартно. А есть левополушарные люди, которые концентрируются на деталях больше, чем на образе, они опираются на логику и точные данные. Но и те, и другие могут хорошо разбираться в математике. Также отмечу, что левополушарные чаще хороши в алгебре, а вот правополушарные — в геометрии и особенно в стереометрии», — объяснила Ольга Овсяник.
По словам психолога, ведущее полушарие — врожденная особенность, которая не зависит от наследственности. Например, в семье программистов может родиться ребенок, интересующийся творчеством или живописью. В данном случае даже если родители постараются развить в ребенке навыки, которые характерны для них самих, в осознанном возрасте он может выбрать для себя гуманитарные дисциплины, потому что изначально его мозг имеет такую предрасположенность.
Против: предрасположенность как результат увлечения
Но есть и обратная точка зрения. Другие исследователи опровергают утверждение о существовании изначальных существенных различий в типах мышления. По их мнению, у среднестатистического человека есть врожденные способности и к гуманитарным, и к точным наукам, хотя и немного в разном соотношении.
Такой позиции придерживается доктор психологических наук, доцент кафедры психологии и методологии образования РГГУ Марина Мишина. Профессор рассказала, что расположенность к гуманитарным или техническим наукам формируется в зрелом возрасте и зависит от деятельности человека, которой он себя посвятил.
«Если человек постоянно работает с цифрами, ему будет сложнее выразить свои мысли в тексте или публично выступить перед аудиторией, например. В то же время журналисту может быть непросто разобраться с формулами. Мышление у таких людей действительно будет разным, но только потому, что они развивали конкретные навыки, это как выработанная привычка», — объяснила Марина Мишина.
Кроме того, Марина Мишина отметила, что в детском возрасте человека можно увлечь тем или иным предметом или направлением, вызвав «искусственный интерес».
Каждый человек наверняка не раз слышал о том, что люди делятся на «гуманитариев», более творческих и креативных, и на «технарей» — людей, которые проще воспринимают цифры и лучше решают логические задачи. Впервые это предположение появилось в XIX веке, но доказательств этой теории нет до сих пор. Что думают разные психологи? Редакция «НОС» приводит два противоположных мнения ученых.
За: есть разница левого и правого полушария мозга
Одни ученые утверждают, что люди действительно воспринимают информацию по-разному и что к одной и той же проблеме два разных человека подойдут по-своему.
Так, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии РЭУ им. Г. В. Плеханова Ольга Овсяник считает, что людям присущи разные типы мышления — правополушарное и левополушарное.
«Есть правополушарные люди, которые видят образ в целом, но не придают значение мелочам, они более интуитивные и реже опираются на логику в своих рассуждениях. Они более творческие и мыслят порой нестандартно. А есть левополушарные люди, которые концентрируются на деталях больше, чем на образе, они опираются на логику и точные данные. Но и те, и другие могут хорошо разбираться в математике. Также отмечу, что левополушарные чаще хороши в алгебре, а вот правополушарные — в геометрии и особенно в стереометрии», — объяснила Ольга Овсяник.
По словам психолога, ведущее полушарие — врожденная особенность, которая не зависит от наследственности. Например, в семье программистов может родиться ребенок, интересующийся творчеством или живописью. В данном случае даже если родители постараются развить в ребенке навыки, которые характерны для них самих, в осознанном возрасте он может выбрать для себя гуманитарные дисциплины, потому что изначально его мозг имеет такую предрасположенность.
Против: предрасположенность как результат увлечения
Но есть и обратная точка зрения. Другие исследователи опровергают утверждение о существовании изначальных существенных различий в типах мышления. По их мнению, у среднестатистического человека есть врожденные способности и к гуманитарным, и к точным наукам, хотя и немного в разном соотношении.
Такой позиции придерживается доктор психологических наук, доцент кафедры психологии и методологии образования РГГУ Марина Мишина. Профессор рассказала, что расположенность к гуманитарным или техническим наукам формируется в зрелом возрасте и зависит от деятельности человека, которой он себя посвятил.
«Если человек постоянно работает с цифрами, ему будет сложнее выразить свои мысли в тексте или публично выступить перед аудиторией, например. В то же время журналисту может быть непросто разобраться с формулами. Мышление у таких людей действительно будет разным, но только потому, что они развивали конкретные навыки, это как выработанная привычка», — объяснила Марина Мишина.
Кроме того, Марина Мишина отметила, что в детском возрасте человека можно увлечь тем или иным предметом или направлением, вызвав «искусственный интерес».